Прочность лепного декора

Гипс – материал твёрдый. Само название «гипсовый камень» уже говорит о его прочности. Изделия лепнины более колкие, чем дерево, но не мебель же из неё делают. Для декоративной отделки стен и потолков материал более чем адекватен с точки зрения прочности. Он соответствует всем ГОСТам для использования в целях оформления интерьера. Существуют технические возможности, позволяющие изготавливать лепку повышенной крепости. Какими методами это достигается, как сделать гипс прочнее? В целом выделяют два прохода при решении этого вопроса. Первый направлен на увеличение прочности самого гипсового состава, второй - усиление изделия за счёт введения дополнительных составляющих, речь идёт об армировании. Их чего состоит гипсовый раствор? Из самого материала в виде порошка и воды. Ключевая позиция здесь - вода! Чем её больше - тем слабее получается изделие, чем меньше - тем крепче деталь.Для чего необходим этот компонент? Вода даёт ход реакции, когда молекулы гипса, соединяясь с жидкостью, создают кристаллическую решётку. На этот процесс необходимо примерно 20% воды от массы самого сухого материала. То есть на 1 кг гипса достаточно около 200 грамм воды чтобы состав "схватился" и затвердел. Но что получается на практике при таком подходе? Смесь, созданная в таких пропорциях, получится не то, что густая, она по консистенции будет похожа не тесто и при этом сразу затвердеет. Работать таким составам не получится ни для литья по формам, ни для протяжки. Значит мы вынуждены увеличивать количество воды до такой степени, чтобы смесь получилась "рабочей" и достаточно жидкой. Пропорции гипса и воды в этом случае приближаются к равным долям - один к одному. Как мы отмечали, для того, чтобы реакция состоялась, хватает 20% воды. Что же происходит с остальными 80 процентами жидкости? Она становится невостребованной и остаётся в массе изделия в порах. Затем происходит испарение этой воды, и мы получаем микро-пустоты в деталях, которые и обуславливают степень ломкости. Соответственно, смысл всего процесса по увеличению крепости гипсового изделия - уменьшить количество воды в составе. Сделать это чисто механически получится до определённых пределов, но существуют приёмы, позволяющие добиться хороших результатов. Введение специальных добавок Пластификаторы. Эти добавки помогают изменить соотношение воды и сухого гипса при производстве в сторону уменьшения жидкости и увеличения массы сухого вещества без потери текучести состава! В результате плотность и прочность изделий лепнины возрастает в несколько раз относительно обычной. Замедлители схватывания. Увеличивая "время жизни" состава мы можем успеть выполнить поставленную задачу, работая с более густым по консистенции раствором. Модификаторы. Это комплексный состав, сочетающий в себе пластификатор, пеногаситель и замедлитель схватывания. Данная добавка работает "по всем фронтам" и повышает прочность гипса до десяти раз! Но какой бы супер крепкой не получилась по своему составу деталь, при больших размерах и небольшой толщине она рискует сломаться или треснуть. В этом случае прочность гипсового раствора не сыграет роли, и на помощь приходит другой способ - армирование.

Декор из гипса можно армировать в процессе производства, создав дополнительную внутреннюю конструктивную прочность. Существует несколько различных способов выполнить такое усиление. Это введение металлического или пластикового каркаса, сетки, пакли, фиброволокна.

Более подробно эта тема разобрана в соответствующем разделе. Таким образом, прочность гипсовой лепнины регулируется, её можно увеличить до крепости камня за счёт введения добавок в состав смеси и применения различных вариантов армирования.

Смазка при лепных работах

Задачи смазки

Смыл использование смазки при создании лепного декора заключается в двух основных моментах. Первое, для чего это надо - чтобы изделие не прилипло, не приклеилось к поверхности формы или стола, на которых оно изготавливается. И второе – это обеспечение качества внешней поверхности изделия лепнины, чтобы она была без «раковин» и изъянов.

Растительное масло

Такой вот простой вид смазки применяется в основном при работе по протяжке изделий из гипса. В этом качестве можно использовать самое дешёвое растительное масло, купив его в магазине. Смысла тратиться на дорогой продукт нет, так как нас не интересуют здесь его вкусовые характеристики. Масло наносят на рабочий стол или гипсовую подложку, густо смазывая поверхность кистью. Так же обрабатывается маслом и станок, с закреплённым на нём металлическим шаблоном - резцом. В результате прилипания детали лепнины к столу не происходит, элемент легко снимается со столешницы после окончания работ.

 

Стеариновая или парафиновая смазка

Это более серьёзный материал. В магазине вряд ли купишь такой состав в готовом виде. Раньше, когда растительное масло дорого стоило, именно стеариновая смазка широко применялась в лепном деле как основной вспомогательный материал, обеспечивающий лёгкое разъединение деталей. Такой состав очень эффективен, он даёт отличный разделительный слой между поверхностями, поэтому актуален и на сегодняшний день. Для приготовления стеариновой смазки нам нужен сам стеарин или парафин, можно использовать недорогие хозяйственные свечи. Нарезаем их на кусочки и расплавляем в металлической ёмкости на плите. В расплавленный стеарин или парафин замешиваем керосин в примерных пропорциях 400 грамм стеарина на один литр керосина. Размешиваем полученную массу до её загустения. По плотности полученная смесь должна напоминать вазелин. Густоту смазки можно регулировать в зависимости от необходимых нам потребностей в работе. Заготовив таким образом достаточное количество смазки. Её можно долго хранить и употреблять при необходимости. Отметим ещё раз, что этот состав даёт очень хороший результат при производстве лепнины. Но он годится только в качестве разделяющего слоя для предотвращения прилипания изделий. Эта смазка очень густая и наносить её на формы, тем более силиконовые, не надо.

Водная смазка на основе жидкого моющего средства

Этот вид смазки появился недавно, он прост и эффективен. Для создания такого состава берём любой тип моющего средства, например, жидкое строительное мыло, и смешиваем его с водой. Жидкое строительное мыло надо немного, буквально грамм 50 на литр воды. Замешиваем его на глаз, точные пропорции здесь не играют роли. Полученный состав помещаем в пластиковую бутылку с распрыскивателем и всё! У нас в руках прекрасное устройство с готовым составом, который обеспечит нам отличное качество лепного декора. Принцип действия ингредиента, в роли которого выступает обычное моющее средство, в том, что попадая на поверхность формы-матрицы, оно значительно повышает скольжение по её поверхности. Когда мы наливаем в форму, обработанную таким составом, гипсовый раствор, он гораздо лучше растекается по всей её площади, не образуя пузырьков воздуха, которые могут испортить качество получаемой детали, создав пустотелые раковины на её поверхности.

Силиконовые и восковые смазки

Данные материалы используются, как правило, в том же качестве, что и рассмотренный выше состав на основе воды и моющего средства. Но, конечно, силиконовую смазку более сложно приготовить самому. Их приобретают в специализированных фирмах. Естественно, это более дорогой по стоимости тип материала. Силиконовые и восковые составы существуют в виде аэрозолей или в жидком состоянии. Из баллончика их удобно распылять на поверхность формы. Так же этот тип смазки эффективно применять при формовке в качестве разделительного слоя между кусками силиконовой матрицы.

Гидрофобизаторы для гипсовой лепнины

Для чего нужна гидрофобизация?

Одно из свойств лепнины, выполненной из гипса – её невысокая водостойкость. С одной стороны это хорошо, так изделия естественным образом регулирует влажность в помещении. Но если деталь ничем не защищена и подвергается прямому контакту с водой, то она впитывает всю эту жидкость и со временем разрушается. Поэтому лепные декоративные гипсовые изделия без особой защиты поверхности нельзя применять на улице в экстерьере и подвергать прямому воздействию воды. Для защиты лепнины от разрушительного действия влаги используются гидрофобизаторы.

Как это работает?

Воздействие состава заключается в том, что его компоненты проникают в микропоры деталей и полностью закупоривают их, создавая эффект гидрофобности, то есть свойства не пропускать и полностью отталкивать воду. Материал проникает в поверхность лепки до нескольких сантиметров, заполняя все микроскопические полости.

Особенности применения

Вариантов продукции в виде гидрофобизирующих составов множество. Как пример специализированного продукта для обработки гипсовой лепнины можно привести материал Пента-811. Его вводят в состав как на стадии производства декора в объеме 0,2-0,5 % от массы гипса, или обрабатывают изделия по поверхности. Такая работа проводится с помощью кисти или краскопульты после монтажа деталей.

Можно ли окрашивать лепной декор после его обработки гидрофибизиующими составами? Дело в том, что материалы могут иметь разный состав и ответ на данный вопрос будет различный в зависимости от конкретной марки гидрофобизатора. Поэтому, если после обработки у вас стоит задача покрасить лепнину, то при выборе и покупке гидрофобного материала внимательно читайте этикетку и проконсультируйтесь у производителя, можно ли проводить окрасочные работы после его применения.

Резюме

Итак, в результате обработки лепнины гидрофобизатором поверхность элементов становится водоотталкивающей, повышается морозостойкость деталей, тем самым срок эксплуатации изделий увеличивается.

Модификаторы и пластификаторы гипса

Пластификаторы и модификаторы - это добавки, которые вводятся при приготовлении гипсового раствора, используемого для производства лепнины. Данные составы призваны увеличить прочность состава и последующую крепость получаемых изделий.

 

Особенности составов

Отличие модификатора от пластификатора только в том, что первая добавка - это производная второй, но более сложная, включающая в себя несколько дополнительных компонентов. Обычно модификатор имеет три составляющих – пластификатор, пеногаситель и активатор твердения гипса. Пеногаситель позволяет уменьшить количество воздушных пузырьков в смеси. Пластификатор добавляет текучести, активатор твердения немного замедляет время схватывания. Всё вместе это повышает плотность раствора и увеличивает крепость получаемого гипсового декора до 10 раз относительно обычных показателей.

 

Какой эффект от применения?

Следует заметить, что эти добавки хорошо работают обычно именно при технологии отливки лепных гипсовых изделий. Для протяжки в связи с особенностями процесса работ, эти инструменты не подойдут. Смысл использования модификаторов и пластификаторов заключается в том, что с их помощью существенно повышается пластичность и текучесть раствора. Тем самым, мы значительно уменьшаем количество вводимой воды при затворении гипса. Как известно, чем меньше воды, тем больше плотность изделия и его крепость. В итоге можно достигнуть очень сильной прочности лепки, соответствующей значениям бетона или искусственного камня. Надо отметить, пластификаторы нет необходимости использовать в каждом случае. Это, скорее, исключение. Гипс марки Г16 соответствует всем предъявляемым требованием и создаёт необходимую крепость элементам, производимым из него. Но случаются эпизоды, когда перед нами стоит задача добиться исключительной прочности. Здесь на помощь и приходят рассматриваемые добавки.

 

Разновидности составов

Пластификаторы обычно выпускают в виде сухого порошка. Внимательно изучите инструкцию. Не все они подходят именно для производства гипсового декора. Существуют особые добавки для бетона. Их расход небольшой, обычно от 1 до 5 процентов от массы используемого гипса. Опять-таки, внимательно проштудируйте инструкцию к купленному материалу. Вводить порошок, ввиду его малого количества, надо в сухой гипс, а потом уже полученную смесь добавлять в воду. Так будет проще размешать и подготовить состав для работы. Из самых применяемых модификаторов можно назвать СВВ-500. Наиболее используемые пластификаторы – это Melflux и Метакаолин.

Стили лепнины, их направления и характеристики

Стиль – одно из центральных понятий в искусстве. Оно непосредственным образом касается и интерьерной лепнины, как предмета искусства. Под этим определением подразумевается целостность формы и содержания художественного произведения, созданного в определённый период исторического времени. Это особые приёмы формообразования, композиции, взаимосвязей элементов между собой, характерные для лепного декора в рассматриваемом отрезке истории. Любой предмет, даже самый нейтральный по своему внешнему виду, обязательно подразумевает наличие стилистического образа.

 

Исторические стили, применяемые в лепнине

Стили лепных изделий всегда находятся в зависимости от общего образа интерьера и решаются в его контексте. Все художественные направления подразделяются на различные категории. Одна из основных классификаций предусматривает деление стилей на исторические.

 

Вот основополагающие из них:

романское искусство, готика, возрождение, рококо, барокко, классицизм, ампир, эклектика, модерн.

Ещё один вид стилей - так называемые авторские. Здесь должен прослеживаться яркий и неповторимый почерк автора лепного декора - дизайнера или мастера лепщика. Авторство подразумевает оригинальность, значит творец не должен заниматься плагиатом и обращаться к прямым заимствованиям художественных форм. Конечно, некоторые параллели с чем-то уже созданным могут быть, ведь "всё уже придумано". Но, в любом случае, авторский стиль обязан содержать новое слово. При этом предлагаемое решение должно быть ещё и гармоничным. Сложно стать настоящим новатором в искусстве, совместив новшества и высокий уровень их художественного воплощения.

 

Проблемы применения исторической стилизации

Загвоздки при обращении к историческим стилям в том, что на сегодняшний день практически невозможно выполнить интерьер и объёмную лепку в нём в полном соответствии со стилевым аналогом из прошлого. Связано это в первую очередь с тем, что интерьер неотделим от архитектуры. Архитектурный объем здания задаёт размеры интерьерам и формирует характер их планировки. Вся последующая внутренняя отделка лепниной взаимосвязана с архитектурой здания. В частности, на размер и глубину рельефа гипсовых изделий напрямую влияет высота потолков и размеры всего помещения. Воплощая интерьер в соответствии с историческими аналогами, необходимо начинать с архитектурной составляющей, то есть со строительства здания по принципами архитектурной планировки и объемов того времени. В другом случае, когда проектирование и создание интерьера ведется не с «нулевого» цикла строительства, а уже при имеющейся архитектуре, квартире или дома, коттеджа, то мы можем использовать некоторые элементы и мотивы стиля, аккуратно вписывая их в современный интерьер. Мы живем в 21 веке, у нас свой окружающий мир вещей, технологий и требований, которых не было раньше. Мы не занимаемся в своих домах полной исторической реконструкцией, а делаем современное технически оснащенное жилье. Мотивы исторических стилей, присутствующие в гипсовых изделиях лепнины, мы вписываем в наш интерьер, и при профессиональном подходе мы надеемся на неплохое окончание этого творческого процесса.

 

В чём разница между стилем и стилизацией лепнины из гипса

За тысячу лет истории европейского искусства существовало множество стилистических направлений, характерных для определённого периода времени. Стиль охватывал все сферы и виды искусства, касался не только гипсовой лепнины, но и архитектуры в целом, живописи, музыки. Все исторические направления развивались в заданный временем момент, неотделимы от него и места своего развития. Например, модерн существовал с конца девятнадцатого и первые лет 15 начала 20 века, а после закончился. Сегодня мы не живём в модерне, а можем заниматься только стилизацией под него, создавать интерьерную лепнину по мотивам данного стиля. Любой стиль – явление историческое. Творить и работать напрямую, в текущем направлении можно лишь тогда, когда живёшь в соответствующую эпоху. В другой же отрезок времени прошедшему можно только подражать, использовать некоторые приёмы, а значит, стилизовать. Разберём ещё ряд примеров. Когда мы говорим, что делаем декор из гипса в «классике», то имеется в виду, что выполняем его по художественным принципам, которые применялись во времена стиля классицизм, то есть от конца 18-ого, до середины 19-ого века, если говорить про российский классицизм. В том же модерне тоже иногда использовались мотивы и классицизма, и барокко, и готики, и древнерусского зодчества. Таким образом, так в модерне архитекторы занимались стилизацией лепки под ту же классику или барокко или готику. Могли использоваться классические формы и темы, но принципы, образ, и стиль был уже иной – модерн. Так и появились названия – лепнина неоклассицизма, неоготики, и все прочие «нео». Таким образом, мы наглядно видим, как в рамках одного стиля применялись стилизация, использование внешних форм другого. Сегодня ситуация аналогичная. Обращаясь к историческим направлениям при работе с декоративным гипсом, мы стилизуем, фокусируя внимание на теме и формах определённого времени. Иногда это выглядит как слабая копия, если потрудиться как следует, то как симпатичная. А если совсем постараться, возможно, удастся создать свой новый лепной образ, а хорош он будет или плох – рассудит история.

Современный стиль

Лепнина пока что не имеет своего конкретного названия, но, как правило, дизайнеры обращаются для вдохновения к существовавшим ранее историческим темам. Лепнина в современной интерпретации отличается лаконичностью, простыми, но выразительными формами. Она не перегружает интерьер своей роскошью, а даёт определённые акценты и характер. Сегодня популярны мотивы артдеко и классики в её лаконичном звучании. Лепнина в современном стиле может обыгрывать геометрические формы и рисунки, применяя их, опять-таки ненавязчиво для восприятия глаза зрителя. Например, такие темы мы можем увидеть в карнизе из гипса или в световом карнизе. Сегодня существует множество технологических новшеств, применяемых в квартирах и домах, которых не существовало ранее. Это системы кондиционирования, сложные коммуникации электропроводки, сантехническое оборудование. Все эти моменты необходимо обыгрывать без ущерба для внешнего вида интерьера и его красоты. Современная лепнина должна так же отвечать всем требованиям новых технологий и гармонично вписываться в них. Например, с помощью декоративных решёток от гипса можно красиво обыграть отверстия под вентиляцию. Такие отверстия удачно вписываются у потолочный гипсовый карниз. Лепными изделиями и возможно декорировать нежелательные выступы и конструкции в интерьере и нивелировать негативный визуальный эффект этих выступов. Таким образом, лепнина в современном интерьере очень актуальна. Декор прекрасно вписывается в него как по стилю, так и по технической составляющей, помогая решить определённый круг задач при отделки помещения.

Протяжка профилированной лепнины

Обустройство рабочего стола

Для выполнения работы по этой технологии нам потребуется в первую очередь стол с ровной поверхностью. В качестве столешницы рациональнее всего использовать ламинированную влагостойкую фанеру, толщиной не менее 12 мм. Традиционно в этой роли выступали так же гранитные столешницы и толстое стекло. Ширина стола обычно не менее пятидесяти сантиметров, а длина не менее двух метров. Это нужно для удобства работы, чтобы получалось изготавливать лепнину необходимых габаритов. Часто стол выполняется размером, исходя из габаритов фанерного листа – 1200 мм шириной и 2400 мм длиной. Такой размер так же удобен для производства. Ещё лучше соединить две фанерные плиты вместе и получить стол почти пятиметровой длины. Так процесс пойдёт ещё лучше. Далее необходимо обустроить металлическую направляющую. Для неё мы берём прямоугольного сечения трубу из металла, лучше алюминия, чтобы не ржавела. Подходящее сечение детали примерно 20х40 мм. Направляющую мы жёстко закрепляем по краю стола. Конечно, вся конструкция должна быть жёсткой, не шататься. Так же необходима идеальная ровность как самой столешницы, так и направляющей. Выполнение этих условий – залог качественной лепнины, которая будет производиться по технологии протяжки.

 

Изготовление шаблона и станка

Профиль лепного декора формируется именно шаблоном. Его изготовление требует большого внимания и чёткости. Для шаблона используется лист оцинкованного металла, толщиной около 2,5 мм. Профиль вырезается сначала ножницами по металлу. Затем ведётся более тонкая обработка его кромок с помощью надфилей и наждачной бумаги. Необходимо убедиться, что все необходимые линий резка получились как надо. Особое внимание надо уделить углам – они должны быть чёткими и не заваленными. Резец прибивается к фанерной основе маленькими гвоздиками или саморезами. Эта основа должна быть выпилена фигурно в соответствии с контуром шаблона, но на пять миллиметров отстоять вовнутрь от его режущей рабочей части. В таком виде резец далее крепится с помощью шурупов к станку. Станок выполняется из деревянных или фанерных брусков и обрабатывается нитролаком, чтобы не происходило впитывания влаги в конструкцию и её деформации вследствие этого.

 

Процесс протяжки гипсового изделия

После того, как у нас обустроен стол для работы, оснащённый направляющей и подготовлен собранный станок с закреплённым на него шаблоном, мы можем приступать к непосредственному изготовлению гипсовой лепнины методом протяжки. Для того, чтобы деталь не сдвигалась со своего места во время работы при протягивания шаблона, надо вбить пару гвоздиков в стол и срезать у них шляпки. Гвоздики должны выступать около 5 мм от поверхности столешницы. Они не дадут гипсовому изделию соскочить в самый неподходящий момент, когда мы будем заканчивать изготовление и прикладывать наибольшее усилие при продвижении шаблона. Итак, мы готовы к работе. Размешиваем необходимое количество гипсового раствора. Желательно таким образом рассчитать его объём, чтобы смеси хватало на основную массу протягиваемой детали, это важно. Дополнительные заводки гипса надо делать уже по ходу работы в минимальных количествах. Подготовив раствор, выливаем его по всей рабочей длине поверхности стола. Гипсовая смесь должна немного загустеть к моменту протяжки и представлять из себя массу, похожую на сметану. Начинаем проводить станком по столу вдоль направляющей, плотно прижимая его к рабочей поверхности. Постепенно профиль лепного изделия начинает формироваться. Раствором из гипса можно продолжать работать, пока он полностью не загустеет. Разбавлять водой отработанную смесь ни в коем случае нельзя! Такой разбавленный состав называется «размоложенным». Гипс в нём при добавлении новой воды потеряет свои свойства и свою крепость, будет непригодным. Поэтому когда смесь перестаёт «работать» надо размешать новую порцию в необходимом количестве. В процессе схватывания гипсовый состав немного расширяется. На этом свойстве материала и основана технология протяжки. Расширение объёма изделия даёт возможность отшлифовать металлическим шаблоном её поверхность при работе. Именно это позволяет изготавливать лепнину с очень чёткими гранями и ровной поверхностью. Таким образом, благодаря технологии протяжки, мы получаем профилированный лепной декор отличного качества и любого внешнего вида. Именно этот метод даёт возможность работать быстро и изготавливать гипсовую лепнину со сложной и интересной конфигурацией формы.

Отливка лепнины по формам

Технология отливки применяется в первую очередь для изготовления гипсовой лепнины с орнаментальным объёмным рисунком и к скульптурам. К таким видам декора относятся лепные карнизы и розетки из гипса, капители колонн коринфского и ионического ордеров, орнаментальные фризы, фигурные уголки и тому подобное. Детали, которые имеют в своей основе только профиль, не имеет смысла изготавливать отливкой. Профилированное изделие лучше выполнить методом протяжки. Этим будет обеспечено лучшее качество изделий. При производстве по технологии отливки нам необходима форма или матрица, как её ещё называют. В неё мы будем заливать раствор. Форма может быть изготовлена из гипса, пластика, силиконовой резины или полиуретана. Наиболее распространены в обиходе именно силиконовые формы. Такие матрицы позволяют произвести лепку самого высокого качества и разнообразной сложности

 

Процесс отливки изделий из гипсового раствора

Подготовка рабочего стола

Перед тем, как начать непосредственную отливку изделия, необходимо  удостовериться в готовности рабочего стола. Его поверхность должна быть ровной, без мусора и выставленной в уровень без наклона, иначе раствор начнёт вытекать из верха формы после её наполнения.

 

Приготовление гипсового раствора

Ингредиент при отливке по всем видам форм используется универсальный. Это гипс марки Г16. Консистенция и его плотность могут быть отрегулированы в зависимости от специфики детали, её формы и размеров. Очень важно приготовить правильный гипсовый состав по густоте - не слишком жидкий и не очень густой.

 

Заливка состава в матрицу

Смесь желательно лить в одну точку, дальше она растечётся сама. Это позволит уменьшить количество воздушных пузырьков в растворе и улучшить качество поверхности лепного изделия. В процессе отливки форму надо простукивать о поверхность стола. Это так же служит задачи выхода воздуха на поверхность, чтобы изделие получилось без раковин на её лицевой стороне. Смесь всегда заливается чуть-чуть выше края формы.

 

Выравнивание верха отливки при схватывании гипса

После застывания гипса в густую не текучую массу его излишки удаляются с помощью шпателя или ровного правила подходящего размера. Правильно приготовленный раствор застывает в среднем минут двадцать до того момента, как деталь можно вынимать. Но эти сроки индивидуальны, многое зависит от специфики изделия, его конфигурации и размера. Время выемки может составить от десяти минут до часа и более.

 

Распалубка формы после застывания раствора

После застывая раствора лепное изделие вынимается из матрицы. Из силиконовой формы вынуть деталь, как правило, проще всего, необходим аккуратный и неспешный подход. Жёсткие формы часто состоят из нескольких частей, которые необходимо отсоединить друг от друга в правильной последовательности.

 

Подготовка матрицы для новой заливки

По окончании всех процессов нужно не полениться и обязательно сразу почистить форму от всех лишних гипсовых наслоений.

Специфика выполнения отливок по формам из разных материалов

Рабочая матрица может быть выполнена из разных материалов. Существуют гипсовые формы, силиконовые, стеклопластиковые, полиуретановые, фанерные. Гипс можно лить в самые разные материалы. Работа с каждой из таких матриц имеет свои специфические особенности, которые надо знать и учитывать при работе для достижения оптимального результата в виде качественной отливки элемента лепного декора.

 

Отливка по гипсовой форме

Эта технология работы не самая простая, так как в её процессе идёт прямое соприкосновение гипсовых поверхностей - одинаковых материалов, что требует особого внимания и дополнительных усилий при производстве. Стоит отметить, что это исторический способ изготовления декора. Ведь раньше других адекватных материалов для матриц попросту не было. Главная особенность работы в том, что нам потребуется постоянно смазывать поверхности формы перед каждой отливкой. Иначе критического залипания детали не избежать. Плюс к этому гипсовую матрицу надо как следует предварительно обработать нитролаком или шеллаком. В качестве разделительной смазки используем силиконовый или восковой составы в виде раствора или аэрозоля. Подойдёт так же смесь воды со средством типа Ферри. После каждой выемки отливки нужно проверять качество формы на предмет сколов и повреждений. Если таковые обнаружены (а вероятность этого высока), то необходима точечная реставрация с последующей обработкой лаком. Форма из гипса подойдёт для изделий, рельефные детали которой не отличаются особой тонкостью и имеют конфигурацию "на выход", без отрицательных углов и так называемых "замков". В противном случае элемент застрянет и вытащить её получится или повредив матрицу или разрушив само изделие. На сегодня такого вида формы используется в редких, особенных случаях. Например, при производстве переходной матрицы с модели, или при простых деталях, не требующих высокого качества поверхности.

 

Заливка в силиконовые формы

Эта технология работ наиболее простая, удобная и быстрая, позволяющая обеспечить максимальное качество изделий лепки. Если марка резины правильно подобрана под существующую конфигурацию и объем детали, то процесс идёт оптимально. Смазка всё равно нужна – чтобы отливка лучше выходила из формы. К тому же есть ещё одна важная задача – сделать так, чтобы на поверхности лепнины отсутствовали недочёты в виде дырочек-раковин. С устранением этой проблемы прекрасно справляется раствор на основе обычной воды и моющего средства Ферри. Его состав делает поверхность формы как бы более скользким и раствор лучше растекается и заполняет все изгибы матрицы. Таким образом, даже малейшие пузырьки воздуха на поверхности лепного декора ликвидируются. Если силиконовая форма находится в гипсовом кожухе, то нужно следить за правильностью расположения резины в своём посадочном месте. Силикон может где-то не встать в кожух на место своей посадки, и получившаяся отливка будет бракованной. Ещё нужно проверять, не прохудился ли где силикон, иначе гипс при заливке затечёт в кожух и испортит всю форму. Потребуется реставрация. Соответственно, надо внимательно следить, чтобы раствор не попадал между резиной и кожухом в процессе работы. Лучше всего, чтобы кожух был обработан лаком со всех сторон и смазкой. Это даст дополнительную защиту в процессе производства. При отсутствии кожуха, когда форма выполнена в виде силиконового монолита, требуется уделить внимание ровному выставлению формы на столе. Для этого используется направляющая, которую мы прижимаем к форме и выравниваем её положение. Этим обеспечивается качественная прямая отливка. Так же надо следить, чтобы под матрицу не попадали твердые части мусора, которые искривят положение формы и испортят отливку.

 

Работа с полиуретановыми матрицам

Технология работы по полиуретановой форме аналогична с использованием силиконовой оснастки. Разница заключается в том, что полиуретан подходит больше для производства фасадной лепнины из бетона. При работе с такой матрицей с гипсом получается залипание материала к поверхности формы. Таким образом, надо больше внимания уделить смазки. В связи с этой особенностью полиуретановые формы специально для производства по ним декоративного гипса не применяют. Если приходится по ним работать, то только в качестве исключения. В другом случае используйте силикон.

 

Специфика отливки по пластиковым формам

Пластиковые матрицы применяются редко, как правило, для больших геометрически правильных изделий. Гипс к пластику залипает и для качественной отливки требуется правильная и хорошая смазка. Но в особых случаях использование пластиковых форм оправдано. Если требуется произвести большую по своим размерам отливку, например, колонну, то матрица для неё будет иметь серьёзные размера. Применение стеклопластика позволяет выполнить прочную, но в тоже время лёгкую форму. Также стеклокомпозит часто применяется в качестве кожухов для силикона. Здесь прочность и лёгкость пластика проявляет свои достоинства.

 

Выводы

Что самое важное при работе по технологии отливки?

Правильный выбор формы, выполненной из подходящего материала

Верно подготовленный гипсовый раствор

Соблюдение нюансов работы с используемой матрицей

Лепнина для квартиры

Лепной гипсовый декор очень актуален сегодня при отделке интерьера квартиры. Этот способ оформления достаточно эффективно применятся даже в небольших пространствах. Необходимо соблюдать верные подходы при работе и тогда хороший результат не заставит себя ждать. Какие особенности существуют при оформлении лепкой квартиры? Речь идёт в первую очередь о подходящих размерах изделий отделки, о их форме и деталировке рельефа. Элементы не должны оказаться слишком громоздкими. Обычно потолки в квартирах не так высоки – их размер колеблется от 2600 мм и до трёх, иногда трёх с половиной метров, реже выше. Соответственно, применяемые лепные карнизы при невысоких потолках должны иметь размер в среднем от десяти до пятнадцати сантиметров по высоте, вряд ли больше. Потолочные розетки в квартирах лучше использовать размерами от 400 мм до 800 мм. Так же стоит обратить внимание и на деталировку лепнины. Необходимо добиться изящного и красивого образа, так как в помещении квартиры не большие расстояния и все элементы декора мы будем видеть с близкого расстояния. Поэтому нужна чёткость и стильность изделий, продуманность из дизайна. Конечно, нужно не забывать и об общих принципах создания художественного образа. Сделайте так, чтобы гипсовая лепнина в интерьере не диссонировала с главной темой дизайна квартиры, а интересно поддерживала и развивала её.

 

Какие виды лепных изделий применяются при отделки квартиры?

Наиболее часто используются в этой роли гипсовые карнизы. Розетки на потолок - это так же удачный вариант декора интерьера лепниной. Один из интересных видов отделки - это рамки на стены разных размеров, собираемые из молдингов. Находят свое место в квартире и декоративные колонны. Такие изделия, конечно, занимают много места и используются, как правило, при больших пространствах. Поэтому для небольших комнат более уместно применение пилястр - плоских колонн, "прислонённых" к стене. В целом все виды гипсовой лепнины находят в квартирах своё применение. Вопрос стоит в правильном использовании пропорций, масштаба и размера изделий, их стилистической органичности образу всего интерьера.

Лепнина в гостиной

Гостиная как никакая другая комната подходит для украшения её лепным декором. Ведь это помещение является парадным, даже общественным. И её отделка должна быть самой богатой и насыщенной. Поэтому декор лепниной в интерьере гостиной применять очень уместно.

 

Какие существуют особенности при оформлении лепкой этого помещения?

Во-первых, рассмотрим понятия художественного образа. Гостиная – это одна из главных комната, и лепнину в ней можно делать более насыщенной, чем в других помещениях. Гипсовые карнизы уместно использовать большего размера, потому что гостиная сама по себе большая по площади. При высоких потолках подойдёт вариант их решения на нескольких уровнях с применением световых карнизов. Так же используем крупную и выразительную по рельефному звучанию потолочную розетку. Потолок можно украсить целой ажурной композицией из лепных элементов. Приветствуется использование декоративных рамок на стенах, которыми удобно обыграть пустые пространства. Применение гипсовых арок и порталов в проёмах так же является удачным приёмом при дизайне гостиной. Если помещение очень большое, то при помощи лепных арок и колонн можно произвести зонирование интерьера. Такое решение будет более гармонично выглядеть, чем просто поставить глухую перегородку.

Итак, применение лепнины в гостиной – хороший ход при оформлении этого вида помещения.

Не бойтесь экспериментировать, дайте волю своему творческому началу. Занимайтесь решением художественных вопросов со вкусом, если не хватает необходимых знаний, стремитесь к их приобретению, и тогда лепной декор в вашем интерьере получится на отличном уровне - красиво и без перебора.